Советы для родителей

Моя работа - игра

У детей есть любимая работа, и эта работа - игра. Именно во время игры они узнают о себе и окружающем их мире. С младенчества и на протяжении всего детства дети учатся, растут и творчески самовыражаются в процессе игры.

Когда трёхмесячный ребёнок видит предмет, он всё ещё не в состоянии схватить его руками. Он всё ещё пытается овладеть контролем над руками и учится измерять расстояние до предмета на глаз. Но через несколько коротких месяцев он сможет фокусировать внимание на игрушке практически на любом расстоянии, дотянуться до неё, схватить и подтянуть её ближе к себе. Этот уровень координации развивается со временем и в процессе практики. Родители могут помочь ребёнку, поощряя его и предлагая соответствующие возрасту игрушки.

На протяжении всего детства игры являются средством развития физических способностей, когнитивных навыков, речи и понимания языка. На основе полученного в процессе игры опыта дети устанавливают дружественные отношения, формируют чувство собственного достоинства и изучают новые способы решения проблем. Одно из величайших удовольствий в жизни - наблюдать за счастливо играющими детьми. Тщательно подбирая игрушки и создавая безопасную игровую зону, родители могут быть уверены, что их дети используют это особенное время наилучшим образом.

Игра "Ку-ку"

В некоторых статьях мы уже упоминали, как Вам играть в игру "Ку-ку" с Вашим ребёнком, и даже рассматривали некоторые детали игры. Но на самом деле игра "Ку-ку" - одна из наиболее важных игр, в которую Вы можете играть со своим малышом. В данной статье мы рассмотрим её преимущества, важности и вклад в развитие некоторых ключевых навыков Вашего ребёнка, которые понадобятся в дальнейшей жизни.

"Ку-ку" - простая игра, в которую Вы можете играть практически повсюду. В статье ранее мы говорили о важности времени, проведённого в одиночестве, обсуждали, как игра "Ку-ку" учит ребёнка расставанию. Это происходит из-за отсутствия у ребёнка перманентности объекта. Для ребёнка, когда Вы закрываете своё лицо руками, Вы фактически исчезли. Когда Вы убираете руки, Вы появляетесь словно по волшебству.

Это важно во многих отношениях, чем просто учить ребёнка тому, что Вы скоро вернётесь, когда уходите (что тоже важно). Это помогает исправить ситуацию с отсутствием у ребёнка перманентности объекта, о которой мы говорили выше. Очень важно начинать развитие ребёнка, когда он только начинает ходить, так как это помогает ему понять, что объект (например, человек) продолжает существовать, даже если его не видно (или не воспринимается другими органами чувств). Эти навыки, необходимы ребёнку для развития и улучшения его умственных способностей и социальных взглядов.

Другой важный аспект игры "Ку-ку" - это узнавание лиц. Лица - одни из первых вещей, которые ребёнок начнёт понимать, поскольку они связаны с эмоциями и чувствами. Часто по этой причине детям нравится рассматривать себя в зеркале. Они видят лицо и будут корчить рожицы, чтобы увидеть, как изменяется отражение. Это очень увлекательное занятие для ребёнка.

Игра "Ку-ку" предлагает тот же тип стимуляции умственного развития. Как только Вы вернётесь, "исчезнув" во время игры "Ку-ку", ребёнок сначала узнает Ваше лицо и все выражения лица, которые Вы делаете. Важно, чтобы эти выражения отображали счастье и радость. Такое узнавание лиц является началом способности понимать эмоцию на лице человека, и, следовательно, началом способности понимать симпатию.

Последний аспект игры "Ку-ку", который следует отметить, - её повторяемость. Мы, как люди, учимся путём повторения. Для младенцев и детей, начинающих ходить, повторение важно даже больше. С помощью игры "Ку-ку", пока взрослый непрерывно повторяет одни и те же вещи (наиболее распространённая рифма: "Ку-ку, на тебя гляжу"), мы начинаем формировать связь с событием (Вы исчезаете и появляетесь), с эмоцией (ребёнок один, а затем ребёнок не один) и со словами ("Ку-ку, на тебя гляжу"). Так, создаётся полный цикл понимания. Теперь есть слова, связывающие событие с эмоцией. Это начало развития способности ребёнка связывать событие с чувством, а те две вещи со словами, с помощью которых мы передаём информацию.

Игры такие, как "Ку-ку", являются основой развития многих типов навыков таких, как разлука, узнавание лиц и элементарное выражение эмоции. Нам, взрослым, эти вещи могут показаться очень простыми, для ребёнка это может быть трудной задачей. Тем не менее, с помощью этой игры Ваш ребёнок может получить эти навыки раньше, развлекаясь.

Уровни в игре кубиками

Дети проходят уровни в игре кубиками в разном возрасте и подчас изменяют их очерёдность. Иногда они возвращаются и выбирают между уровнями. При наличии большого числа кубиков и частых играх дети проходят уровни намного быстрее. (Пятилетний ребёнок, которому впервые приходится играть кубиками, может пройти все 6 уровней за год или меньше.) Вот некоторые основные понятия для уровней детской игры в кубики:

Уровень 1: Исследование кубиков (возраст 1 - 3) Детям нравится носить, двигать, прикасаться, держать, ронять и ощупывать кубики, преимущественно изучая их свойства. Им нравятся разные коробки, в которые они могут складывать, перекладывать и вытаскивать кубики.

Уровень 2: Строительство рядов и башен (возраст 2 - 4) На этом уровне дети выстраивают кубики горизонтально и складывают их в вертикальную стопку. Дети начинают использовать простые двухмерные модели, постепенно переходя к более сложным моделям, иногда к трёхмерным.

Уровень 3: Строительство мостов и проходов (возраст 3 - 4) Дети оставляют пространство между двумя кубиками, а затем соединяют их третьим кубиком. Со временем, на этом уровне дети складывают кубики в стопки и ряды, добавляя мосты и создавая проходы.

Уровень 4: Строительство ограждений (возраст 4) Дети закрывают пространство между кубиками другими кубиками. Они начинают планировать заранее, как закрыть пространство и решают проблему для достижения своей цели. Закрыв пространство кубиками на полу, дети начинают строить ограждения в высоту. Они включают в конструкцию проходы. Часто они добавляют сюжетные линии, включая в игру миниатюрных животных, людей, символы и т.д.

Уровень 5: Добавление симметрии, детального равновесия и всё более усложнённых расчётов в конструкцию (возраст 4 - 5) Конструкции детей включают намеренные усилия по достижению симметрии и равновесия, а также рельефный, часто декоративный узор. Дети сортируют и подбирают формы и размеры и находят соответствия.

Уровень 6: Планирование и строительство продуманных конструкций (возраст 5 и старше) Дети работают самостоятельно, а также совместно, над проектированием и строительством продуманных конструкций, корректируя свои планы в ходе работы. Строя конструкцию вместе, они часто меняются друг с другом ролями строителей. Они используют различные материалы для достижения желаемого эффекта. Они тратят много времени на сортировку, подборку и установку кубиков. Также вокруг своей конструкции они разворачивают драматическое действие.

5 основных этапов в развитии зрения младенцев

1. Способность фокусирования взгляда Большинство младенцев умеют фокусировать взгляд в возрасте двух-трёх месяцев. Способность фокусирования взгляда требует участия специальных глазных мышц для изменения формы линзы, чтобы получить чёткую картинку. В возрасте до двух месяцев младенец может фокусировать взгляд на объектах, как вблизи, так и вдали, но не достаточно хорошо. Глазным мышцам необходимо время, чтобы научиться фокусировать взгляд не "слишком близко" или не "слишком далеко" от объектов.

2. Координация глаз и слежение глазами Младенец обычно развивает способность следить глазами за медленно двигающимися объектами к трёхмесячному возрасту. До этого он будет следить за крупными, медленно двигающимися рывками объектами. Трёхмесячный ребёнок обычно может следить за объектом достаточно плавно. Младенец начинает следить за движущимися объектами глазами и дотягиваться до них примерно в возрасте четырёх месяцев.

3. Пространственное зрение Пространственное зрение - способность оценивать объекты, находящиеся ближе или дальше других объектов. Пространственное зрение отсутствует при рождении. Оно отсутствует до третьего-пятого месяца, когда глаза начинают работать согласованно и формируют трёхмерное изображение мира.

4. Различение цветов Цветное зрение младенца не такое чувствительное, как у взрослых. Сложно сказать, могут ли младенцы различать цвета, поскольку их взгляд привлекает яркий свет, темнота или контраст объекта на фоне окружающих предметов, а не один лишь цвет. Однако в возрасте двух-шести месяцев младенец может различать высококонтрастные цвета такие, как чёрный и белый.

5. Узнавание объектов и лиц Младенец рождается со способностью видеть черты лица на расстоянии вытянутой руки, но вместо этого его взгляд привлекают высококонтрастные контуры объектов. Например, ребёнок будет пристально рассматривать контур лица или линию волос, глядя на человеческое лицо. В возрасте двух-трёх месяцев младенец начинает замечать черты лица такие, как нос и рот. К трём-пяти месяцам большинство младенцев могут отличить лицо матери от лица постороннего человека.

Источник: Трой Бедингхаус, врач-офтальмолог "5 основных этапов в развитии зрения". Размещение: веб-сайт