Годы развития ребёнка

От рождения до 6 месяцев

На протяжении первых шести месяцев малыши учатся контролировать свои мышцы, понимать сенсорные стимулы и выражать свои физические и психологические потребности. В первые несколько недель жизни детям требуется физический и визуальный контакт с людьми – оптимальное расстояние для фокусирования взгляда детьми составляет всего около 20 – 25 сантиметров. Примерно с пяти недель они приобретают новые навыки, которые помогают им узнавать своё тело и своё окружение. Игрушки, разработанные специально под развивающиеся способности Вашего ребёнка, помогут сделать его счастливым, поддержать интерес и способствуют быстрому обучению.

Развитие моторики, сенсорики и социальных навыков в первые несколько месяцевНа протяжении первых шести недель новорожденные дети развивают навыки мышечного контроля, необходимые для поддержания головы. Им нравится рассматривать лицо матери и фокусировать взгляд на объектах с контрастирующими светлыми и тёмными цветами. Начиная примерно с шести недель, ребёнок отвечает улыбкой на улыбку и показывает удовольствие. В возрасте от трёх до четырёх месяцев дети начинают переворачиваться, разжимать пальчики и выпрямлять руки. В первые шесть месяцев дети радостно ищут свои руки и ноги и играют с ними. Между тем, в три месяца ребёнок уже умеет поднимать голову, лёжа на животе. На протяжении второго и третьего месяца дети становятся сильнее, движения их рук и ног становятся более осмысленными. Им нравится колотить и бить по предметам, находящимся вблизи них.

Просто сгусток энергии!В возрасте четырёх месяцев Ваш ребёнок становится все более активным. Лёжа на животе, он может легко поднимать голову и поворачивать её из стороны в сторону. Такое физическое развитие позволяет ребёнку взаимодействовать с окружающим его миром. Теперь его интересуют окружающие предметы, он может поворачиваться и двигаться, чтобы их рассмотреть. Он может контролировать свои руки, чтобы ближе подносить предметы к лицу и тянуть их в рот. Он может держать и трясти предметы такие, как бутылочка или погремушка. Ему нравится смеяться и произносить звуки, а также гулить, когда кто-то разговаривает с ним. Даже если ребёнок остается один, можно услышать, как он тренируется издавать звуки и слушать себя.

На протяжении 5-го и 6-го месяца Ваш ребёнок может принимать ряд различных поз, изменять позы во время сна и недолго сидеть с поддержкой. Зрительно-моторная координация улучшилась, так что ребёнок может передавать предметы из руки в руку.

Игрушки, рассчитанные на возраст от рождения до 6 месяцев Визуальная стимуляция:
  • Красочные игрушки для стимулирования фокусировки и зрения
  • Мобили, подвешиваемые над кроватками, активные игрушки, прикрепленные к кроватке
Слуховая стимуляция:
  • Игрушки, издающие звуки, такие, как музыкальная шкатулка или погремушка
Двигательная стимуляция:
  • Игрушки для удержания, которые легко хватать, с незначительными весом
  • Игрушки, подвешиваемые над ребенком для нанесения ударов руками и ногами или хватания
Стимуляция умственного развития:
  • Книжки с картинками, музыкальные и мягкие куклы-марионетки (удерживаемые и двигаемые взрослыми)
  • Небьющиеся безопасные зеркальца, прикрепленные к кроватке или манежу

От 6 до 12 месяцев

В возрасте от шести до восьми месяцев Ваш ребёнок будет уметь сидеть постоянно без поддержки, ползать и хватать предметы в зоне его досягаемости. Первые передние зубы появятся примерно в шесть месяцев, и вскоре ребёнок сможет кусать и жевать мягкую пищу.

Любознательный маленький исследовательВ возрасте восьми месяцев Ваш ребёнок ползает умело и быстро. Он уже встаёт с опорой на мебель и может ползти вверх по лестнице. (Но он ещё не может безопасно спускаться по ней!). Ребёнок может использовать свои руки более эффективно и открывать низкорасположенные выдвижные ящики и шкафчики. В это время родителям следует уделять особое внимание его безопасности, так как ребёнок очень любознателен. В этом возрасте не оставляйте ребёнка одного в комнате. "Защита от детей", включающая установку защитной дверцы на лестнице, специальные защищенные от детей щеколды и крышки электрических розеток, поможет сделать домашнее окружение безопаснее. Слуховые навыки улучшаются, поэтому дети могут различать такие слова, как "Нет!" или "Нельзя!". Это возраст, когда у ребёнка развилась сильная привязанность к семье, и он может чувствовать себя неуютно с чужими людьми.

Первые шаги и словаПриближается первый день рождения Вашего ребёнка, он уже может стоять без поддержки и готов сделать свои первые шаги. Он может лазить, вставать и учится ходить, толкая ходунки или держась за Вашу руку. Мышцы пальцев хорошо развиты, так что дети могут поднимать маленькие предметы одним большим и указательным пальцем. Если ребёнку дать толстый карандаш, он будет рисовать на бумаге. Дети начинают систематизировать свой лепет и включать в речь слова и имена.

Игрушки, рассчитанные на возраст от 6 до 12 месяцев Касание и удержание:
  • Игрушки с разными типами поверхностей: гладкие, мягкие, шероховатые
  • Безопасные игрушки для детей, которые они могут тянуть в рот, такие, как прорезыватели и резиновые кольца
Развитие мышц:
  • Игрушки "тяни-толкай" и ходунки для развития больших мышечных групп и помощи в сохранении равновесия
  • Мягкие мячи, пирамидки из стаканчиков и коробочки для улучшения координации мелкой моторики
Стимуляция умственного развития:
  • Красочные книжки с картинками для чтения родителями и мягкие тканевые книжки для манежа
  • Игрушки для ванной такие, как маленькие чашки, чтобы научить ребенка обливаться, складывать их и подбирать цвета
  • Плавающие игрушки (лодочки, утята и рыбки) для творческих игр во время купания

От 12 до 18 месяцев

В возрасте от одного до двух лет Ваш ребёнок вырастает из младенческого возраста и начинает ходить. Он уже приобрёл много новых навыков, и у него высокий уровень энергии. Ваша основная задача, как родителя, помочь Вашему ребёнку получать удовольствие от открывшейся для него независимости, понимая необходимость в обеспечении его безопасности.

Исследования и открытияНа втором году жизни у Вашего ребёнка произошли физические изменения. Теперь он может передвигаться намного быстрее, и ему нравится исследовать своё окружение. Однако в этот период его умственные способности ещё недостаточно развиты, чтобы думать наперёд, и в его памяти ещё мало минувших событий. Необходимо постоянно контролировать безопасность домашней и игровой среды. Социализация, знакомство с новой пищей и с новыми местами - весёлые виды учебной деятельности для детей, начинающих ходить.

Больше общенияВ этом возрасте Ваш ребёнок очень быстро осваивает язык. Несмотря на то, что некоторые дети, начинающие ходить, ещё не говорят столько, сколько другие, они понимают, что говорят взрослые. В середине второго года жизни Ваш ребёнок может употреблять в речи около десяти знакомых ему слов, однако к двухлетнему возрасту он будет знать уже не менее двухсот слов. Первые попытки говорить короткими предложениями ребёнок делает примерно в возрасте двух лет. Детям, начинающим ходить, нравится использовать жесты для чёткого изложения своих мыслей, и для них обычное дело выдумывать слова для называния конкретных предметов.

ИмитацияДети, начинающие ходить, очень внимательны и учатся через наблюдения и имитацию. Большое удовольствие доставляет им подражание действиям мамы или папы. Ролевые игры продолжаются на протяжении всего детства, как творческая и образная форма игры.

Естественная эгоистичностьВ два года дети, начинающие ходить, становятся эгоистичными и зачастую излишне самоуверенны. Они не совсем готовы уживаться в группах сверстников и делиться с другими. Их способность размышлять о чувствах и потребностях других людей - это качество, которое постепенно развивается на протяжении всего периода детства. Родители могут помочь, моделируя ситуации коллективного поведения и создавая ситуации, где умение делиться с другими - положительный выбор. Это возраст, когда Ваш ребёнок начинает принимать участие в деятельности по уходу за собой, например, мытьё рук, чистка зубов и навыки одевания. В возрасте двух лет Вы должны научить своего ребёнка говорить "пожалуйста" и "спасибо" и хвалить его, когда он использует эти слова.

Игрушки, рассчитанные на возраст от 1 до 2 лет Развитие мышц:
  • Игрушки "тяни-толкай" для увеличения мышечной силы, улучшения координации и равновесия
  • Музыкальные игрушки такие, как ксилофон или барабан, чтобы помочь детям научиться различать звуки и улучшить навыки мелкой моторики и зрительно-моторную координацию
  • Игрушечные молотки и колышки ("забивалки") для забивания колышков в отверстия в раме
Стимуляция умственного развития:
  • Пирамидки и вкладываемые друг в друга игрушки такие, как стаканчики и коробочки для изучения форм и цветов
  • Кубики разных размеров, форм и цветов для совершенствования навыков складывания и сортировки, для развития воображения и творческих способностей с помощью узоров и цветов

От 2 до 3 лет

Несмотря на то, что двухлетний ребёнок уже больше не младенец, он все ещё не ребёнок в полном смысле слова. Этот промежуточный возраст может доставлять родителям дополнительные хлопоты. Именно поэтому его часто называют "кризис двух лет". Ребёнок больше не хочет соглашаться с Вашим контролем за его действиями, но он всё ещё сильно зависим от Вас, требуя любви и одобрения. Детям, начинающим ходить, очень трудно контролировать свои эмоции: на протяжении очень короткого периода времени у них случаются перепады настроения. Наилучший способ обращения с двух-трёхлетним ребёнком - разрешать ему выходить на улицу при необходимости, но давать наставления о приемлемом поведении. Вскоре этот возраст пройдёт, и дети действительно начнут понимать разницу между плохим и хорошим или между правильным и неправильным.

Любит лазитьРуки и ноги Вашего малыша уже достаточно сильные и ловкие. Он может бегать, прыгать, лазить и ездить на трёхколёсном велосипеде. Чем больше он активно играет, тем больше он будет приобретать здоровых привычек для сбалансированной жизни. В этом возрасте Ваш ребёнок учится хорошо ладить с другими детьми. Это открывает новые возможности для совместных игр.

Развитие мелкой моторикиК трём годам Ваш ребёнок может держать ложку или карандаш и резать бумагу ножницами с закругленными концами. Он становится всё более самостоятельным при одевании и получает хорошую практику для навыков мелкой моторики, застёгивая пуговицы, пряжки, молнии и липучки.

Речь и языковые навыкиВаш ребёнок любит рассказывать Вам, что он видит, слышит и знает! Он очень быстро схватывает и копирует Вашу манеру говорить. Теперь он выражается предложениями из четырёх и более слов и может произнести своё имя и фамилию. Он может выражать свои потребности и всё отчётливее выражается, когда хочет к родителям или окружающим.

Безграничное воображениеПамять детей о минувших событиях значительно улучшается. Они также могут выражаться более чётко, и это способствует получению ими удовольствия от ролевых игр. Дети также любят ролевые игры на темы конкретных видов деятельности таких, как ферма, строительство, кухня и приготовление пищи, кукольные домики и др. Ролевые игры помогают развивать речь, логическое мышление и навыки принятия решений.

Игрушки, рассчитанные на возраст от 2 до 3 лет Развитие навыков мелкой и крупной моторики:
  • Лошадка-качалка и трехколесный велосипед для увеличения силы больших мышечных групп и развития равновесия и пространственного восприятия
  • Сборные бусы для повышения ловкости рук и улучшения зрительно-моторной координации
Стимуляция умственного развития:
  • Сортер-доска с геометрическими фигурами для изучения форм и распределения по категориям путем складывания геометрических фигур в правильном положении
Творческие способности и воображение:
  • Игрушки для ролевых игр такие, как игровой набор "Цирк", "Автобус-сортер", "Кухонный набор" или игровой набор "Фрукты и овощи", позволяющие Вашим детям узнавать новые слова и помогающие сделать веселым и привлекательным изучение нового словарного запаса

От 3 до 4 лет

Дети трёх-четырёх лет любознательны, энергичны и общительны. Наиболее отличительной особенностью в этом возрасте является использование языка. Дети могут подробно описывать вещи, выражать свои чувства и передавать понятия такие, как время, размер и количество. У детей дошкольного возраста очень развито чувство юмора, и им нравится смешить людей.

Развлечения и игрыВаш малыш постоянно в движении. Его скорость и подвижность стали лучше, и это даёт ему больше уверенности. Ему нравится занятия на открытом воздухе такие, как бег, катание на велосипеде и прыгание. Деревянные пазлы из более чем восьми частей складываются легко. В этом возрасте дети начинают рисовать карандашами и красками, а также вырезать узоры из бумаги.

Острое зрениеК трёхлетнему возрасту зрение Вашего ребёнка такое же, как и у взрослых. Развитая зрительно-моторная координация позволяет ему оценивать расстояние, понимать положения, а также складывать и распределять предметы по категориям.

Игры с ровесникамиУ детей дошкольного возраста лучше развит контроль над эмоциями и желание понравиться другим. Им нравится играть в группах, и они с удовольствие заводят друзей. Они начинают делиться игрушками и ждут их возвращения. Ролевые игры такие, как игра в "школу" или "магазин" очень популярны у детей этого возраста.

Восприятие времениТеперь Ваш ребёнок понимает ход времени. Он знает, что значит "вчера", "перед" и "после". Вы можете давать ему двухуровневые указания такие, как: "Мой руки перед едой!" Ребёнок может задавать вопросы и составлять завершённые предложения.

Игрушки, рассчитанные на возраст от 3 до 4 лет Развитие навыков мелкой и крупной моторики:
  • Лошадка-качалка и трехколесный велосипед помогают улучшить моторные навыки, координацию и равновесие
  • Счеты, сборные бусы и другие разборные игрушки помогают улучшить навыки мелкой моторики и зрительно-моторной координации
Стимуляция умственного развития:
  • Красочные деревянные кубики помогают Вашему ребенку изучать явления симметрии, равновесия, формы и цвета. Наборы кубиков PlanToys продаются в разных размерах, на разные темы и совместимы друг с другом, так что их можно приобретать дополнительно по мере роста Вашего ребенка
  • Деревянная игрушка "Балансирующие обезьяны" учит основам математики, побуждая детей к подсчету количества обезьян, необходимых с каждой стороны дерева для его равновесия
Творческие способности и воображение:
  • Наборы для ролевых игр такие, как "Кукольный домик" и "Подъемный кран" развивают воображение Вашего ребенка. Тематические игровые наборы позволяют контролировать действия героев и представлять себе, что они говорят или думают

От 4 до 6 лет

К этому возрасту Ваш ребёнок прошёл долгий путь к независимости. Он готовится к посещению детского сада или уже мог посещать детский сад или дошкольное учреждение. Дом всё ещё остаётся безопасной гаванью для отдыха после всех новых приключений ребёнка. У него всё ещё множество вопросов обо всём и каждом, о том, что он видит.

Улучшенные моторные навыкиДети четырёх-пяти лет умеют кататься на трёхколёсном велосипеде. Они умеют поворачивать, контролировать свою скорость и останавливаться. В возрасте пяти лет они могут кататься на двухколёсном велосипеде с вспомогательными колёсами. Их улучшенное равновесие и координация позволяет изменять скорость, направление и вид движения. Они могут бросать, ловить, отскакивать и бить ногой по мячу. Ловкость пальцев также развита хорошо. Ваши дети могут держать карандаш и обводить им простые образцы письма. К шести годам они могут рисовать основные формы и писать буквы и числа. Они также стали более независимыми в одевании, умывании, чистке зубов и принятии пищи.

Нравится быть в группе и играть в одиночкуРебёнку очень нравится заводить друзей и играть в группах. Теперь он может понять правила совместного использования, играть по очереди и следить за вещами других. Ваш ребёнок может концентрировать своё внимание на более длительные периоды и готов к более сложным игрушкам таким, как пазлы, сборные бусы и материалы для рисования карандашами и красками или раскраски.

Интеллектуальные и языковые навыкиПонимание и экспрессивная речь стали более сложными. Ваш ребёнок горит желанием узнать значения новых слов, писать своё имя и знать, где он живёт. Он уже может писать числа от 1 до 10 и считать вслух от 1 до 30. Он может распределять формы, цвета и размеры по категориям. Он больше понимает ход времени, часы и дни.

Игрушки, рассчитанные на возраст от 4 до 6 лет Развитие навыков мелкой и крупной моторики:
  • Катание на велосипеде, прыжки на скакалке и лазание по детской игровой площадке помогает улучшить подвижность и силу
  • Обувь на шнурках улучшает зрительно-моторную координацию и ловкость пальцев. Умение завязывать шнурки помогает детям гордиться своей независимостью
Стимуляция умственного развития:
  • Деревянная игрушка "Блоки-конструктор" развивает воображение и способствует пониманию математических понятий таких, как равновесие и формы
  • Деревянная игрушка "Конструктор" и "Пояс для инструментов" позволяют детям создавать и собирать предметы с помощью гаек, гаечных ключей, винтов и отверток, размер которых соответствует размеру их рук
Творческие способности и воображение:
  • Строительные конструкторы способствуют развитию воображаемой игры. Дети учатся играть роль людей разных профессий и узнают, как эти люди помогают нам в повседневной жизни